anton_zhe (anton_zhelyabin) wrote,
anton_zhe
anton_zhelyabin

Как сделать психотехничным психоанализ

Помним, что наша критика психоанализа как психотехнической системы заключается в его ориентированности на возвращение патологических отклонений от нормального развития личности, называемых неврозами, к норме. Неврозы формируются в результате травмирующего события из опыта человека или серии событий, повлекших неблагоприятное прохождение очередного онтогенетического периода. В повседневной жизни человека неврозы чаще всего выражаются в ситуации невозможности продолжать осуществлять некоторую деятельность. В истории формирования невроза всегда свое место занимает значимый для формирующейся личности Другой, от ситуации общения с которым психически зависит формируемая личность. Так, добавляя психотехнические ценности к психоанализу, мы получаем более диалогичную, и, следовательно, более психотехничную психоаналитическую систему.
Вспомним еще раз соотнесение психоаналитической концепции с психотехническими принципами. Будем при этом стараться учитывать общие для всех представителей психоаналитического подхода основанияи и отдельно уделять внимание тем важным моментам, в которых подходы различаются.
Во-первых, Психоанализ формулируется и видоизменяется как объяснительная теория всегда на основе терапевтической практики и в целях повышения её эффективности. Таким образом, в психоанализе соблюдается принцип философии практики. Целью теоретических моделей в психоанализе является объяснение и формирование практической работы, целью практики является исцеление невроза. Учитывая психотехнический прирост (расширение) психоанализа, исцеление невроза может быть рассмотрено как восстановление продуктивных диалогических отношений с тем Другим, который участвует в формировании нефроза. Итак, цель психотехнического психоанализа – отладка внутренних диалогов личности. Результат – уменьшение количества ситуаций невозможности.
Во-вторых, мы имеем субъектность пациента, свободное ассоциирование которого (в классическом психоанализе) является основным источником материала для интерпретаций. Интерпретации в свою очередь есть проявление субъектности психоаналитика, который, стоит отметить, стремится минимизировать собственное участие. Терапевт в психоанализе представляется исследователем, стоящим на неклассических ценностях, признавая влияние наблюдателя на наблюдаемого, однако его истинный интерес находится все же глубоко в самом пациенте, именно в его подсознании. Процессы формирования личности в онтогенезе, структура психики, механизм возникновения невроза – все эти категории содержать субъект-субъектное отношение, однако, поскольку основное внимание уделено формированию невроза, описано именно негативное влияние другого на формируемую личность. Как следствие негативного представления о роли внешнего мира, постулируется ценность невлияния, дистанции, защищенности. Защищенность в результате психоаналитического процесса (после обнажения причины невроза и избавления от симптома) заключается в формирование адекватного и конструктивного защитного механизма. Начнем изначально подходить к формированию личности, допуская как продуктивное, так и деструктивное взаимовлияние личности и окружающего мира (честная субъект-субъектность). Решаем проблему деструктивных влияний конструктивными защитными механизмами. Предположим, что по аналогии с неврозом каждый случай, нуждающийся в психологическом механизме защиты так же связан с диалогичным отношением с Другим, важным для формирующейся личности. Тогда развивающая работа с личностью заключается в формировании новых диалогичных (парных) отношений с прилагающимся арсеналом защитных психологических механизмов (развивая механическую метафору, инструментов для работы с данным конкретным субъектом отношений).
В-третьих, нам важно включенность и психоаналитика и пациента в один общий исследовательский и терапевтический контекст. Благодаря описанным процессам переноса и контрпереноса, мы можем утверждать, что психоаналитики признают, что оказывают влияние на пациента достаточно большое, чтобы учитывать роль своей личности. Поскольку терапевт и пациент находятся именно в настоящем моменте, рассуждая о воспоминаниях, психотехничного психоаналитика будет интересовать не историческая достоверность вспоминаемых событий, а то, какое влияние они оказывают на актуальное состояние пациента. Большое значение имеет то, как они отражаются в отношениях между пациентом и психотерапевтом, а именно, каково содержание переносов и контрпереносов и как они трансформируются. В некотором роде для психотехничного психоаналитика возникновение переноса может являться позитивным признаком того, что к жизни вызваны существенные отношения. По аналогии со спиритическим сеансом диалог, который происходил там и тогда начинает разворачиваться здесь и теперь. Некоторые психотерапевты используют для этого специальные техники и методики (например, психодрама Морено или режиссерская постановка симптома Василюка), исследуя вместе с клиентом разворачивающийся контекст и трансформации своего внутреннего мира как неотъемлемой части контекста. Корректнее уже говорить не о психоанализе пациента, а о психоанализе пары «психотехничный психоаналитик и клиент» или даже психоанализе психотерапевтической ситуации. В такой формулировке чувствуется больше ответственности как на психоаналитике, который должен больше открываться и исследовать себя, так и на клиенте, который расширяет в своем представлении масштабы своего влияния.
В-четвертых, как мы уже сказали, психотехнический психоанализ анализирует психотерапевтический процесс, в котором сам и разворачивается, предмет и метод совпадают.
Tags: Психоанализ, анализ, критерии, психология, психотехника
Subscribe

  • Импровизация

    В качестве базы для формулирования психотехнических средств развивающей работы с совокупным субъектом, а значит, и с личностью, может служить…

  • Как сделать бихевиоризм психотехничным

    Базовое представление бихевиоризма заключается в том, что личность представляет собой набор выученных реакций на стимулы внешней среды (Уотсон).…

  • Развитие и Рост

    Процесс развития протекает неравномерно, в развивающейся системе сменяются периоды роста (количественного изменения, увеличения ресурса) и развития…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments