anton_zhe (anton_zhelyabin) wrote,
anton_zhe
anton_zhelyabin

Критерии психотехничности

Особенности психотехнической формы познания выделил Федор Ефимович Васи-люк, противопоставляя психотехническую форму познания естественнонаучной. Выделе-но 9 основных положений противопоставления:
1. Психотехническое познание своей целью имеет эффективную практику, в то время как естественнонаучное – максимально полное описание реальности. Таким обра-зом, мы противопоставляем философию практики философии гносеологизма.
2. Описывая объективную действительность, естественная наука должна быть мини-мально пристрастной, независимой. Психотехник же, ориентируясь на практику, точно определяет свои ценности, такие как полезность, правильность, истина и другие. Ценности, таким образом, в психотехническом познании имманентны про-цессу познания (встроены в него), а не внешни по отношению к нему.
3. Адресатом психотехнической теории является психолог-практик, психотехник, в то время, как естественнонаучным знанием пользуются ученые для формулирования новых теорий. Важно помнить, что адресатом психотехнической практики должна являться теория. Автор психотехнического подхода к групповой работе формули-рует средства для своей собственной работы.
4. Если для естественных наук идеалом познания является ситуация, когда субъект наблюдения абсолютно изолирован от объекта, и объект не подвергается никакому постороннему влиянию, то психотехнический субъект познания осознает свое влияние, формирует его в соответствии со своими ценностями и включает объект познания (клиента, пациента, испытуемого) в процесс исследования, превращая его в субъект.
5. В процессе психотехнического познания интенсивный эмоциональный и уникаль-ный контакт включает в себя всех участников ситуации исследования, отличие от естественнонаучного познания, в котором специалист минимизирует свое участие, стандартизирует контакт, стремясь сделать объект минимально зависящим от ис-следователя. Метафора контакта представляет собой либо поток информации «от испытуемого к исследователю» (в естественной науке), либо общее поле взаимо-действия совокупного субъекта – психотехника и его клиента.
6. Естественнонаучное исследование имеет программу, план событий. Процедуры психотехнического исследования гибки и уникальны, тонко реагируют на текущий процесс. Несомненно, процедура исследования имеет определенный план работы, но важен непосредственный актуальный опыт «здесь-и-теперь». В развивающей психологической работе не может быть заданной раз и навсегда программы, а ну-жен такой инструмент, который сочетал бы гарантию результата с уникальностью и точностью хода в шахматной партии или игры в Го.
7. Знание естественнонаучное – это знание о «них» - в третьем лице, безлично, ото-рвано от реальности. Психотехничное знание является внутренним, личностным, наполненным индивидуальным смыслом. Это знание не обязательно о себе, но о некоторой общности или единстве, с которым я могу себя отождествить – знание «о нас». Психотехническое знание зависит от позиции восприятия – это постне-классическое знание (по классификации В.С. Степина). Каждый контакт эмоциона-лен и потому уникален, а потому уникально и знание про контакт и его участников.
8. «Если общим предметом классической академической теории является фрагмент, выделенный методом из объекта исследования, ограненный и ограниченный этим методом, то общим предметом психотехнической теории является сам метод, ог-раняющий и созидающий пространство психотехнической работы-с-объектом» (Ф.Е. Василюк). Так естественнонаучный эксперимент Павлова помещает испы-туемых собак в абсолютно искусственные условия, создавая предмет «условный рефлекс», а психотехническая работа с бессознательным состоит в «толковании бессознательного».
9. В психотехническом познании «к эффективному практическому методу подбирает-ся центральный предмет, для которого этот же метод является оптимальным мето-дом исследования» (Ф.Е. Василюк). Естественнонаучное познание выбирает метод исследования, исходя из центрального предмета.

Поскольку перед нами стоит исследовательская задача поиска и разработки именно психотехнических средств работы, следующим шагом мы проанализируем мировые тео-рии и практики психологии личности на предмет соответствия их существенным для нас критериям. Критерии психотехничности, как существенные элементы теории и практики, на которые важно обратить внимание, сформулируем на основе выделенным Ф.Е. Васи-люком отличительных признаков психотехничного познания.
Мы выделим теории, ориентированные на практическое применение, имеющие своей философией практику, адресованные тем, кто будет их применять в своей практике, содержащие такие знания, которые позволяют эффективнее взаимодействовать с реально-стью (пункты 1, 3 и 7). Значит, во всех рассматриваемых нами теориях нас будет интере-совать наличие психологической практики, основанной на данной теории личности.
Мы так же уделим внимание роли личности психолога в данной психологической практике – стремится ли психолог дистанцироваться от исследуемого явления или вклю-чен в него. Нас интересуют такие средства работы, которые подразумевают живой лично-стный контакт между психологом и его клиентом, объединяющий их в совокупный субъ-ект (пункты 2, 5 и 7).
Рассматривая контакт между психологом и его клиентом, мы обратим внимание на уникальность или стандартизированность ситуации психологической работы, открытость опыту «здесь и теперь», субъект-объектность или субъект-субъектность ролевых отноше-ний – фактически, активность участников взаимодействия в формировании ситуации (пункты 4, 5 и 6).
Наконец, мы зададим вопрос, является ли метод исследования предметом в данной психологической концепции.

В качестве материала для анализа мы возьмем теории личности, подробно разо-бранные в книге Лари Хьелла и Дэниела Зиглера «Теории личности», в которой авторы проанализировали крупнейшие западные теории личности.
Tags: Василюк, постеклассическое знание., психотехника, теории личности
Subscribe

  • Импровизация

    В качестве базы для формулирования психотехнических средств развивающей работы с совокупным субъектом, а значит, и с личностью, может служить…

  • Как сделать психотехничным психоанализ

    Помним, что наша критика психоанализа как психотехнической системы заключается в его ориентированности на возвращение патологических отклонений от…

  • Как сделать бихевиоризм психотехничным

    Базовое представление бихевиоризма заключается в том, что личность представляет собой набор выученных реакций на стимулы внешней среды (Уотсон).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments